Юра и Вера: Мы были бы рады переехать сюда насовсем
Юра и Вера – многодетные родители, оба родом из Алтайского края. У них трое детей, старшей дочери уже 17 лет.
У этой семьи есть квартира в Подольске, но им очень нравится жить на природе – и поэтому 3 года назад они купили просторный участок 24 сотки в поселке Окские сады. По профессии Юра программист, а Вера домохозяйка; им не нужно каждый день ходить в офис, и поэтому на своем участке они проводят все теплое время года, (не считая традиционных двухнедельных каникул у моря) и значительную часть зимы. «Если бы не школа для детей, мы бы вообще переехали сюда жить насовсем, – говорит Вера. За три года и небольшие деньги они полностью построили и ввели в эксплуатацию огромное хозяйство с домом и садом.
К вопросу организации жизни за городом Вера и Юра отнеслись очень рационально. «Мы решили строить каркасник – нет никакого смысла делать что-то другое. Бревно? Не протопишь, бетон и кирпич – сложно, долго и дорого. Хорошо сделанный каркасник – отличное решение, – говорит Юра. «Коробку нам поставили за месяц, – добавляет Вера. Проект они делали сами, строил проверенный подрядчик из числа
личных знакомых. Большую часть внутренней отделки они также делали своими руками.
«Жилая площадь у нас – около 90 квадратных метров. И мы даже в сильный мороз отапливаем ее двумя киловаттными конвекторами!, – говорит Вера. Правда, в доме есть баня с печью, которую они тоже периодически топят.
Дом стоит на свайном фундаменте, утепление стен составляет 150 мм минваты, пол и крыша -200 мм. Остекление – 11 окон с двойным стеклопакетом, каждое по метру с небольшим. «Нам никто не верит, пока не заходят к нам зимой в гости, – говорит Вера, – а у нас – жара! Ходим по полу босиком».
Юра уточняет, что при минус десяти и включенных конвекторах в доме, если не топить печь, устанавливается около шестнадцати градусов – но температуру очень быстро можно нагнать до нужной, если затопить печь дровами. Сначала они планировали полноценную систему отопления, но оказалось, что можно обойтись и без нее.
В поселке нет и обычной для Подмосковья проблемы с избыточным содержанием железа в воде из скважин. То есть дорогая и сложная установка обезжелезивания оказалась тоже не нужна.
«Вода у нас из артезианской скважины, с горизонта около сорока метров. Мы делали ее анализ, она чуть- чуть не дотягивает до минеральной – только кальций по верхнему пределу нормы. Из-за этого есть небольшой привкус – чтобы его убрать, мы пропускаем ее через обычный фильтр, – говорит Юра.
В дом проведен зимний водопровод через кессон, но для того, чтобы он не замерзал, в него установлен греющий кабель. Фундамент свайный, поэтому и у водопровода, и у канализации есть промерзающий участок в том месте, в котором они введены в дом. «Канализацию мы не подогреваем – если нет микроутечек, ей ничего не грозит. А водопровод замерз один раз — мы забыли включить греющий кабель, — говорит Юра. «Впрочем, если жить — в подогреве водопровода смысла нет, можно его и не включать. Он нужен только в том случае, если уезжаешь., — уточняет он.
На четверти участка у ребят расположен дом, на четверти – огород с двумя теплицами, на четверти – сад с восемью яблонями, купленными вместе с участком. «Я катаю банки с яблочным соком, дети пьют его круглый год. Потому что это совсем другое качество продуктов, и ты знаешь, что ты пьешь, – говорит Вера. В яблочный год Вера запасает до полутонны концентрированного консервированного яблочного сока. В общей же сложности в 2018 году Вера закатала 1200 банок различных заготовок из огорода и из леса. В этом году одних помидор она посадила 150 корней.
Мы общаемся 19 мая. Очень внушительный огород уже вскопан, в двух теплицах 3х8 уже цветут огурцы и помидоры; рядом подрастают арбузы с дынями. Вера и Юра говорят, что климат за Окой отличается от подмосковного – зимой здесь больше ясных дней и холоднее, а летом меньше дождей, теплее и нет пасмурной московской погоды. «Когда живешь здесь летом, забываешь про пасмурную московскую морось, – говорит Юра. – Ока же всегда отсекала лесную зону от степной.
«Много раз замечали — выезжаем из Подольска – хмарь – приезжаем сюда, солнечно, тепло. И то же самое и отсюда – выезжаем в хорошую погоду, приезжаем в Подольск – там серая слякоть, — говорит Вера.
«Еще у нас очень хороший лес. Он, казалось бы, небольшой, и за грибами, кроме меня, ходит половина нашего посёлка и местные дители – но в сезон там хватает на всех! Причем каких грибов там только нет – белые, подберезовики, подосиновики, опята. Опята растут на трех деревьях – но их все равно очень много. Пару лет назад в четверг сосед присылает мне фотку маленькой полянки с 15 подберезовиками. В пятницу все бросаю, приезжаю, накосила 4 самых больших пакета-майки. Благородных в основном. На следующий день опять поехала за грибами – накосила два пакета, складывать уже некуда. Выхожу из леса – смотрю, мухомор, значит, где-то и белый растет. И смотрю – точно, вокруг мухомора в двух шагах собрала еще пакет белых. Кошу их и рыдаю – потому что понимаю, что и тут их оставить не могу, и хранить негде, морозилка уже битком набита – говорит Вера.
У Веры и Юры в доме стоит большой морозильник, в котором они запасают продукты и с огорода, и из леса. «Кроме грибов, здесь есть большие дикие малинники. Малина там мелкая – но ее много, и она нереально сладкая. На полях вокруг растет дикая клубника-земляника. В позапрошлом году я нарвала ее больше десятка тринадцатилитровых ведер. Мы все это и морозим, и варенье делаем, – хвастается Вера. «В дочь, которая весит десять килограмм, легко помещается за раз один килограмм ягоды, – смеется Юра.
Не понаслышке понимая разницу между едой с огорода и из магазина, Юра и Вера мечтают построить и запустить в эксплуатацию зимний сад, чтобы выращивать огурцы, помидоры и зелень не только летом, но и зимой. «Мы уже все посчитали, хотим полсотки земли выделить для этой цели. Теплопотери не так велики, как кажется, и не так дорого. Обогревать и отапливать будем электричеством, – говорит Юра.
«Наше место еще потрясающее вот в каком отношении. От М-4 – близко, всего 9 км. Последние 4 км так себе, но я не знаю ни одной дачи с идеальным покрытием до места. В моем понимании – это ерунда. А вот что здорово, так это то, что дорога дальше вдоль Оки на карте есть, а по факту – ее нет. И что касается безопасности,
то это очень хорошо. Особенно тем, кто с детьми – трафика нет, чужих никого нет. Еще один колоссальный плюс – при всем этом дороги чистятся круглый год. И около десяти домов уже переехали сюда на ПМЖ. И если покупать участок на постоянку – ты будешь уверен в том, что живешь тут не один, – говорит Вера. – Основной контингент дачников – это люди в возрасте около сорока лет, почти у всех есть дети.
Дети разных возрастов. Моему сыну 11 лет, и он уже второй год весь день бегает с друзьями по поселку. Собрались с утра и пошли – у одних поиграли, у других… Пришло время обеда – их тут же всех толпой загнали, накормили кто где поймал, потом дети пошли дальше. Вот так они, можно сказать , и дрейфуют по поселку. Городским детям необходима свобода, но из-за проблем с безопасностью в городе ее у них нет. Здесь родители не испытывают паники по поводу того, где находится их ребенок. У них нет необходимости жестко контролировать местонахождение детей – в поселке вполне безопасно, – рассказывает Вера.
“О нашей даче мы можем рассказывать бесконечно потому, что здесь потрясающе! “ – именно этими словами мы закончили нашу беседу.