О Нас
О Нас
Что Будет С Рынком Недвижимости В Подмосковье?
Спрос никуда не денется, но популярны будут только самые лучшие проекты
Меня зовут Дмитрий Скворцов, я работаю на рынке подмосковной недвижимости больше десяти лет и занимаюсь девелопментом участков разного класса. Я хотел бы поделиться своим взглядом на этот рынок, и сделать ряд осторожных предположений относительно его дальнейшего развития. Хочу при этом отметить, что я абсолютно не отношу себя к числу высоколобых экспертов – все, что я скажу ниже, основано на моей личной практике и опыте работы с клиентами. А клиентов за последние десять лет у меня было много, более 10 000. Да и сейчас их более чем достаточно.
И главное, что мне хотелось бы отметить – нет никаких общих закономерностей рынка. Рассматривать можно только логику и эволюцию каждого конкретного проекта. Конкуренция очень большая, неудачные поселки будут разоряться или переходить под крыло крупных компаний. А земля в качественных проектах будет замечательно продаваться при любых раскладах в экономике.
Я начинал в качестве директора по развитию в компании «Удача», сейчас у меня своя небольшая компания, которая занимается развитием лучшего, на мой взгляд, поселка у Оки в Южном Подмосковье – «Окские сады 3». Я очень верю в то, чем занимаюсь, считаю, что делаю важную и полезную для людей работу. Поэтому, конечно же, сам продолжаю продавать участки в поселке и общаться с людьми. И кстати, достраиваю для своей семьи дом в своем же поселке.
Я начинал работать на рынке участков в 2009 году. Тогда нормальных предложений в сегменте цена-качество было очень мало, и наш первый проект, поселок «Верховье», пользовался огромным спросом – мы продавали по сорок участков в неделю. Потом на рынке появилось очень много мелких игроков, но значительная часть их не понимала одной очевидной вещи – даже на тот момент достаточно сложно было просто перевести сельхозземлю в категорию ИЖС или снт, нарезать и продать.
Даже в начале десятых годов продавались только поселки с уже построенными коммуникациями и аккуратной въездной группой. При этом, расходы на рекламу были приемлемыми, но они все время росли, а технологически работа с ее источниками делалась все более кропотливой, требующей специальных навыков и опыта.
Со временем эти тенденции только нарастали. Рынок колебался, были кратковременные пики спроса – но оставалось неизменным одно. Всегда, и во время пика продаж в 2014 году, и во времена жуткой стагнации рынка в 2017 и 18 годах – продолжали пользоваться стабильным спросом проекты с хорошим благоустройством, грамотной и честной рекламой и, самое главное – в привлекательном месте. При этом, соблюдение всех этих трех условий было обязательно.
Поселок, который я развиваю – наглядный пример этого утверждения. Место высокое, до Оки 500 метров, климат на пару градусов теплее подмосковного. Но один ли там такой поселок? Конечно же, не один. У меня много конкурентов с точно таким же территориальным расположением, но они продают очень умеренно, если не сказать более. И рынок тут совсем не при чем.
А почему так происходит? Потому что они не вкладывают деньги и силы в благоустройство, инфраструктуру, въездную группу, в аккуратные красивые дороги. В рекламу, которая обо всем этом рассказывает. А я вкладываю. В эксплуатацию всего этого, в конце концов – да, конечно, ворота могут сломаться, а пьяные тетя или дядя порвут мне батут на детской площадке. Но я все это сразу же починю. И моя типичная ситуация – это когда приезжает клиент смотреть участок, и берет еще два – потому что ему очень у меня понравилось.
И рынок тут ну совсем не при чем. Сейчас важно место и то, насколько по-хозяйски развивающий поселок человек относится к своим обязанностям. Да, при этом норма прибыли ниже. Но и клиентов больше, поверьте. Сейчас, во время коронакризиса, конечно есть сильный всплеск спроса – у моих конкурентов тоже есть какие-то продажи, ну а у меня продажи такие, что эта очередь поселка скоро закончится, и я планирую начать развивать следующий проект.
Так что мой прогноз по моему рынку очень простой — выбирайте для проектов хорошее место и поставьте себя на место своих клиентов. И постарайтесь сделать им максимально хорошо — поверьте, это окупится.
Рынок бюджетных участков будет существовать всегда, на нем можно заработать даже в том случае, если нас ждет общая экономическая депрессия. Главное при этом – не впадать в депрессию самому и делать для своих клиентов такой продукт, который порадовал бы вас самих.
Поверьте, люди оценят это по достоинству.